Среда, 02 Июля 2025, 22:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 4 "Б" класса МБОУ Всеволодовской СОШ 42

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные предметы » Литературное чтение

В поисках тридевятого царства
20 Октября 2012, 20:20

Доклад на научно-практическую конференцию в 2011 году

В поисках тридевятого царства.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

 

Тема нашего доклада «В поисках тридевятого царства, тридесятого государства». Интересно, где же оно находится и можно ли его найти на карте? Чтоб ответить на этот вопрос, нам пришлось перечитать множество волшебных сказок, ознакомится с дополнительной литературой из энциклопедий, узнать о мифологии древних славян (наших предков). Но, чтобы дать более подробную и точную картину об этом царстве, нам придётся отправиться в путешествие по следам самого героя сказки, Ивана.

Что такое сказка и когда она возникла?

Сказка, или басень, – это устный рассказ о вымышленных событиях. Она происходит от слова «баять», то есть «говорить». 

Зародилась волшебная сказка в те времена, когда люди поклонялись множеству различных богов. Поэтому все события в сказке связаны с далёким прошлым: с обрядами, посвящениями и ритуалами наших предков.

С чего всё началось?

У первобытных народов существо­вал обряд посвящения юношей в тайны своего племени. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в ловкости, смекалке и силе духа. Совершался обряд в лесу. 

Следовательно, первое место, куда попадает герой сказки – это лес. Он всегда дремучий, темный, таинственный. Лес играет роль задерживающей преграды на пути к тридевятому царству.

На курьих ножках чудная избушка.

В лесу дремучем спрятана от всех.

Яга живет в ней – вредная старушка.

Не нравятся ей шум и громкий смех.

Почему в лесу избушка стоит на курьих ножках?

В результате длительных скитаний по лесу Иванушка обнаруживает избушку на курьих ножках, в которой живёт Баба-Яга («И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка».) У этой избушки ни окон, ни дверей, – ничего нет. По поводу происхождения образа избушки на курьих ножках существует несколько версий.

 

Ø  «Курьими (или курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба. То есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.

Так же «курьи», возможно, происходит от слов «куриться», то есть тлеть. «Курьи ножки» – это дымные столбы. Изба не стояла, а как бы парила на дыму.

Кто такая на самом деле Баба-Яга?

Прообразом Бабы-Яги могли служить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Многие люди считали их соратниками нечистой силы.

 В сказках о Бабе-Яге можно встретить странную фразу: «На печке лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Как понимать «нос в потолок врос»? И почему Яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Вдобавок избушку окружает забор из человеческих костей и черепов. Прямо кладбище какое-то! Всё это указывает нам на то, что Баба-Яга связана с потусторонним миром, с миром мёртвых. Неслучайно у неё костяная нога, из кости. Но именно Баба-Яга дарит герою помощника и указывает дорогу.

Как появился крылатый конь или животное-помощник?

В древний обряд посвящения юношей входила передача им магической власти над животным, который помогал им в охоте. В сказках животное-помощник тоже помогает главному герою: доставляет его в дальние края, похищает царевну, побивает змея.

Сначала помощником героя сказки была птица. Она переносила героя в тридевятое царство. «Сел купец орлу на крылья; понёсся орел за синее море и поднялся высоко-высоко».

Затем в качестве помощника выступает конь. Но это происходит не сразу. В языке происходит называние коня птицей, конь облекается в птичий образ. У него вырастают крылья. Так создается образ крылатого коня.

В сказках в основном преобладают две масти коня: сивой и рыжей. В этих случаях рыжий, красный цвет представляет собой цвет пламени, что говорит об огненной природе коня. Ведь огонь когда-то представлялся посредником между двумя мирами: миром живых и миром мёртвых.

Белый цвет это цвет существ, потерявших телесность. Поэтому привидения изображаются белыми. Таким является и конь, и не случайно он иногда назван невидимым: «В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка».

Как победить Змея Горыныча?

До входа в тридевятое царство Ивану, по традиции, предстоит сражение со Змеем Горынычем. Своё прозвище «Горыныч» змей получил по месту обитания, в горах. Змей – существо многоголовое, летучее. Он извергает огонь.

В основном змею свойственны две функции.

Первая функция – похищение девушек. Если мы заглянем в мифологию, то увидим, что в представлениях древних людей змей олицетворял собою смерть, потому что смерть похищала душу умершего. Соответственно древние люди представляют себе лечение и восстановление умершего таким образом: его душу надо похитить обратно из царства мёртвых и восстановить на место. Вот откуда все эти путешествия в тридевятое царство.

Вторая функция змея – охрана границ тридевятого царства. Здесь змей находится у огненной реки Смородины. Смородина  в славянской мифологии это река, отделяющая мир живых от мира мертвых. Название этой реки (как и ягодного кустарника) произошло от древнерусского слова «смо́род», что означало резкий запах, смрад. Через эту реку ведёт Калинов мост, который соединяет мир живых и мир мёртвых. Название Калинов мост происходит от древнерусского слова «калить», которое означает разогревать, накаливать. Перейти через Калинов мост можно, но только убив змея. Сам бой героя со змеем подробно не описывается. «Буря-богатырь разошелся, боевой палицей размахнулся – три головы змею снёс».

Где находится тридевятое царство тридесятое государство?

После сражения со Змеем Горынычем герой отправляется в тридевятое царство. Само происхождение терминов «тридевятое» и «тридесятое» следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — то есть двадцать семь, тридесять — тридцать.

Тридевятое царство может находиться под землей, на небе, под водой и даже в горе. Например, в сказке «Хрустальная гора» встречаем такую фразу: «...и полетел Иван-царевич в тридесятое государство, а того государства больше чем на половину втянуло в хрустальную гору».

В этом царстве имеются прекрасные луга, есть сады с молодильными яблоками, построены золотые дворцы. Архитектура дворцов совершенно фантастическая: «А дворец тот золотой, и стоит на одном столбе на серебряном, а навес над дворцом самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья в обе стороны расходятся... Лишь только вошли они, застонал столб серебряный, расходилися лестницы, засверкали все кровельки, весь дворец стал повертываться, по местам передвигаться».

Всё, связанное с тридесятым государством, принимает золотую окраску, то есть окраску солнца. Примером этого может служить перо жар-птицы, которую Иван ловит в этом царстве.

Как поймать жар-птицу?

Добыча жар-птицы – одна из трудных задач, заданных герою царевной. Жар-птица является олицетворением огня, света и солнца. Её пение исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься. Со временем сорванное перо жар-птицы превращается в золотое.

Всё это объясняет, почему царевна хочет иметь золотые диковинки из тридевятого царства. Эти предметы дают долголетие и бессмертие.

Можно ли жить в тридевятом царстве?

Мы проследили весь путь главного героя от дома до тридевятого царства. Взглянули на персонажей сказки уже по-новому и нашли в их облике много странного: избушка на курьих ножках оказалась гробиком Бабы-Яги, сама Баба-Яга представляется нам живым трупом, Конь героя похож на привидение, Змей Горыныч на самом деле коварный похититель душ и охранитель границ в потусторонний мир. Всё это позволяет нам предположить, что путешествие в тридевятое царство – это путешествие в загадочный потусторонний мир, в царство мёртвых.

Как появилась волшебная сказка?

Дошедшие до нас волшебные сказки – это рассказы о давно существовавших обрядах и ритуалах наших предков. Со временем обряды посвящения исчезли с исчезновением охоты, так как животные были одомашнены. Людям уже не нужно было использовать магическую силу, чтоб поймать животных, отправляться за помощью в потусторонний мир. Но представления о потустороннем мире живут дольше, развиваются и видоизменяются уже без всякой связи с обрядом.  Затем эти представления  передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Так рождается волшебная сказка, заключающая в себе победу добра над злом, света над тьмой.


Скачать доклад.

Скачать презентацию.

Категория: Литературное чтение | Добавил: Ольга_Станиславовна
Просмотров: 2922 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы
Мини-чат
Новые фото
Спас-Экстрим
Погода
Календарь природы
Видеоуроки
Тренажер
Тренажер
Тренажер ЭффОр
"Отличник"
"Гогуль"
Сайт школы №42
Печать
Статистика сайта