Все мы помним те дни, когда в начальной
школе учитель, или даже завуч, с секундомером в руках проверяла у нас технику
чтения. И мы старались прочитать как можно больше слов, думая, что это
единственное, что от нас требуется. Но все не так просто. Давайте разберемся.
Что же понимают под техникой чтения?
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две
стороны:
1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
2) техническую (подчиненную смысловой,
обслуживающей ее) - т.е. – скорость темп, правильность и выразительность
чтения.
Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
- значений большей части слов,
употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений,
входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- содержания отдельных частей текста
(абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится,
но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста,
т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения выражается в том, что читающий
избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления,
искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает
ударения в словах читаемого текста.
Выразительность чтения проявляется в
умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы
(логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении
стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную
интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко
и внятно.
И, наконец, самая важная, по мнению детей и родителей, характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения - характеризуется
количеством слов, произносимых в минуту.
Ориентировочные показатели скорости чтения
Ориентировочные показатели по скорости
чтения в начальных классах.
1 класс
1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах
и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в
минуту.
2 класс
1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах
и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в
минуту.
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах
и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
3 класс
1 полугодие: 60-70 сл./мин.
2 полугодие: 70 80 сл./мин.
В классах и школах повышенного уровня
возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин.
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов
быстрее, чем при чтении вслух.
Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с
прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для
повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но
естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами
слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к
сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик,
меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной
речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники
чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно
отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению
читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.
Конечно, важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью
чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.
В.Н. Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью
разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости
приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость
чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на
успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее
задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все
предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение
учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим
ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех
часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже
если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя
работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение
которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника
равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники
обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному –
читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение
уроков чтения.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те
ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная
память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь,
зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в
начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения
большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но
при этом читали осознанно, правильно, выразительно.
Источник: http://smol.chudoforum.ru/t888-topic
|